Статьи - Перечень статей - Какие гладиолусы нам нужны?
Статьи
Перечень статей

12. Какие гладиолусы нам нужны?

Вопрос заголовка с одной стороны простой, с другой – сложный. Можно сказать, что нужны хорошие гладиолусы. А какие хорошие определить сложно, а иногда и невозможно.

Каждый цветовод хочет иметь самые лучшие гладиолусы. И каждый вкладывает в это понятие свои устоявшиеся критерии. Наука эти критерии называет признаками. Иногда цветоводы даже не подозревают, насколько многочисленны эти признаки у гладиолуса. Ведь гладиолус, как любое высшее растение, имеет 6-7 тысяч признаков.

Естественно любой цветовод оценивает сорт гладиолуса всего по нескольким признакам, которые считает самыми главными. Но у разных цветоводов разные задачи. Один сажает просто, чтобы иметь красивые гладиолусы на своём участке, другой хочет иметь мощные гладиолусы, третий занимается селекцией (там другие критерии) и т. д.

При этом надо помнить, что гладиолусы культура быстро сменяющаяся. Например, в 1998 году в бюллетени клуба №6 был напечатан список из 25 сортов гладиолусов, которые выращивают большинство членов клуба. Сейчас из этого списка осталось не более 10 сортов и выращивает их не большинство.

В том номере бюллетеня была напечатана статья американского специалиста Джеймса Мэдсона «Гибридизация гладиолусов для XXI – го века». В ней он делит гладиолусы на 5 групп:

1.      Промышленные гладиолусы

2.      Выставочные гладиолусы

3.      Гладиолусы для сада

4.      Гладиолусы “All America” – выдающиеся гладиолусы

5.      Новые формы или «экзотические» гладиолусы.

Каждая группа у него имеет свои критерии. Однако во всех группах, кроме «экзотических», на первом месте стоит критерий – здоровье сорта, хотя и в 5-ой группе этот критерий присутствует, но на втором месте.

Много лет отечественную генетику гладиолусов возглавляла доктор сельскохозяйственных наук Тамара Гергардовна Тамберг, работавшая в ВИР-е. Тамара Гергардовна полвека отдала работе с гладиолусами, защитив докторскую диссертацию по теме «Гладиолус. Биология, исходный материал и селекция». Она не раз выступала на страницах журнала «Цветоводство», помогая селекционерам в их работе. Ещё в 1971 году (Цветоводство №2) Т.Г. Тамберг в статье «Селекционерам гладиолусов» писала: «Основное требование к любому сорту – устойчивость к болезням и неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему селекционер должен стремиться получить в первую очередь жизнестойкое потомство».

Упоминавшийся мною Джеймс Мэдсон, в той же статье сетует на то, что гладиолусы остаются химически зависимой культурой, то есть их надо обрабатывать, как правило, системными химическими препаратами и надо работать, чтобы получить генетически устойчивые сорта.

Мне кажется, что американцы переусердствовали с использованием системных химических препаратов. В самом начале своей работы с гладиолусами я тоже применял системные препараты. Но они очень вредные, а пользы практически не приносят, так как обработанные клубнелуковицы нельзя продавать из-за того, что они могут не прорасти. Их можно использовать  только для посадки на своей земле.

Сейчас я уже 30 лет выращиваю гладиолусы без применения ядохимикатов. Только в июне –июле в случае вспышки заболевания (определяю по листьям) делаю 2-3 опрыскивания хлорокисью меди (поверхностный препарат). В остальных случаях применяю профилактический полив и опрыскивание биологическими препаратами: фарин, нарцисс, Байкал-ЭМ, иммуноцитофит. Хорошей профилактикой является перекопка почвы осенью на два штыка лопаты в отвал.

За долгие годы работы с гладиолусами понял, что лечить гладиолусы бесполезно (себе дороже).     Поэтому основная работа – это профилактика заболеваний. Больные же растения безжалостно уничтожаю. Сорта, легко подвергаемые заболеванию и тяжело растущие, из коллекции изымаю.

Например, был у меня отличный сорт Богатырь. Долгое время он не болел. А лет через 8-10 обнаружил на нём вирус. Было жалко, но изъял его из коллекции. Аналогичная история с американским чёрным сортом Эбони Бьюти. Богатырь имеет в своей родословной сорт Оскар, который был подвержен вирусу. А вот что в родословной Эбони Бьюти – не знаю. Ещё недавно в моей коллекции был изумительно красивый сорт Новый Фаворит. Он оказался тяжело растущим, и я тоже его изъял. Конечно, может этот сорт где-то на юге будет великолепен.

Поскольку земельный участок, где я выращиваю гладиолусы неблагоприятный по расположению и микроклимату, то мне пришлось много времени уделить изучению литературы по болезням гладиолусов и других культур.

Вывод, к которому я пришёл, не одобрит ни один специалист. Менять место посадки мне было негде, так как 6 соток земли, где имеются строения и другие посадки, это не позволяют. Поэтому стал сажать гладиолусы на одном месте, перекапывая почву на два штыка в отвал (рекомендация академика А.Н. СССР Е.Н. Мишустина), изымая все органические неперепревшие остатки, где могли бы себе найти убежище болезнетворные микроорганизмы.  Полностью это вопроса не решало, но сажая ежегодно на одном месте и применяя интенсивную агротехнику, а впоследствии и биопрепараты (после их появления), мне удалось добиться неплохих результатов.

Конечно, из-за ежегодного использования одной и той же почвы, пришлось применять в подкормках повышенные дозы удобрений. Однако на этом я не остановился и стал думать об устойчивости сортов к болезням. В результате пришёл к выводу, что надо отбирать ранние гибриды и выводить ранние сорта. Во-первых, у них более короткий вегетационный период и их можно раньше выкапывать. Во-вторых, некоторые болезни имеют достаточно длительные инкубационный период и раннеспелость позволяет от этих болезней уйти или значительно их сократить.

Когда стало тяжело обрабатывать почву, я решил сажать часть детки в «сетчатые» ящики с "живой землёй". Это также повлияло на уменьшение заболеваний.

 

 На использование ранних сортов меня натолкнула статья в журнале «Цветоводство» №7, 1976 года – «Задачи селекционеров гладиолусов», которую написал К.А. Чесноков, один из соратников Т.Г. Тамберг по работе.

Он писал: «Садовые гладиолусы должны обладать не только отличными декоративными качествами, но и высоким коэффициентом размножения, устойчивостью к болезням и вредителям, жизнеспособностью. Однако в селекционной работе главное внимание уделяется декоративности, биологические показатели, как правило, игнорируются. Поэтому число растений погибающих от болезней, невызревания клубнелуковиц и других причин, увеличивается. ………….  За рубежом, особенно в Америке, создаются специально «выставочные» сорта. В оценке декоративности по отдельным признакам применяется стобальная система, а характеристика биологических качеств остаётся поверхностной и недостаточно дифференцированной. Нам кажется, что настало время изменить тенденции в селекции гладиолусов. Наряду с селекцией на улучшение декоративных качеств, основным должно стать повышение жизнестойкости новых сортов.

Этого можно добиться, во-первых увеличением устойчивости к низким температурам; во-вторых, созданием сортов с более коротким периодом вегетации (скороспелых); в-третьих, повышением стойкости к болезням.  ….

Только у ранних сортов хорошо вызревает клубнелуковица, а значит, обеспечивается их стойкость. Невызревшие клубнелуковицы имеют меньший запас питательных веществ, плохо переносят зимнее хранение, сильно высыхают и иногда погибают ещё до посадки».

Здесь он ясно даёт понять, что у гладиолусов с среднепоздним и поздним сроком цветения не вызревает клубнелуковица, а это приводит часто к заболеванию.

Конечно, не только ранние гладиолусы могут быть с хорошим здоровьем. Например, американские сорта Джангл Флауэр и Эмеральд Риппл имеют хорошее здоровье и поэтому живут в коллекциях долго. У меня есть сорт Веер, который за 28 лет (из них 12 лет он был гибридом) ни разу не болел. Голландский среднепоздний сорт Оскар восприимчив к вирусу. Зато устойчив к грибным и бактериальным заболеваниям (исследования ВИР).

В клубе гладиолусоводов с 1997 года по 2077 год я на общественных началах проводил занятия с начинающими селекционерами. В 2002 году решил провести среди слушателей семинара опрос, задав два вопроса: 1. Каким Вы видите гладиолус в 21 веке? И 2. Какой гладиолус Вы хотите вывести?   Для данной статьи нас сейчас интересуют в первую очередь ответы на первый вопрос.

Мною было обработано 14 анкет. В основном народ хочет иметь мощные гладиолусы высотой до 2 метров с 20-25 бутонами в соцветии (но в двух случаях была цифра 30 бутонов), при 10 открытых. Стебель должен быть прочным, крепление цветков тоже прочное, длина соцветия 70-80см, размерный класс 400-500, с хорошим здоровьем и с сильной гофрировкой.

Мы видим, что в данном случае описан практически идеальный гладиолус. Вернее это гладиолус, который хочется иметь.

Поэтому через несколько лет в 2006 году я провёл среди слушателей семинара другой опрос.

Было выбрано 36 признаков, наиболее часто упоминающихся при оценке гладиолусов. В опросе участвовало 15 человек. Опрашиваемым было предложено выбрать 10 признаков из 36, которые для них наиболее важны. Затем из 10 выбранных признаков надо было выбрать 5 ещё более важных.

Результаты приведены в таблице ниже:

Графа «10п» - сколько цветоводов выбрали 10 признаков из 36;

Графа «5п» - сколько цветоводов выбрали 5 признаков из36.

Из таблицы видно, что самым важным признаком сорта считается здоровье гладиолуса. На втором месте стоят ростовые качества сорта, а на третьем месте – окраска цветка. Далее следуют признаки по прочности крепления цветка к стеблю и количество одновременно открытых цветков.

Неудивительно, что большинство цветоводов испытывают большее удовлетворение от того, что гладиолус у них ежегодно хорошо растёт, цветёт и не болеет.

п/п

 

Название признака

 

10п

 

5п

1

Окраска цветка

10

8

2

Размер цветка (диаметр)

4

0

3

Тип цветка (эдель, гандавензис)

0

0

4

Форма цветка (округлая, треугольная и др.)

1

0

5

Гофрировка

8

3

6

Плотность долей цветка

8

1

7

Прочность крепления цветка

10

4

8

Запах

0

0

9

Способность воспринимать пыльцу

2

1

10

Способность к опылению

2

1

11

Высота растения

3

1

12

Длина соцветия

3

1

13

Количество бутонов в соцветии

4

1

14

Количество одновременно открытых цветков

8

5

15

Расположение цветков в соцветии (одно- или двухрядное)

3

0

16

Плотность соцветия

7

2

17

Количество окрашенных бутонов в соцветии

1

0

18

Однородность цветков в соцветии

3

1

19

Верхушка соцветия

3

0

20

Соотношение диаметра цветка и длины соцветия

2

1

21

Толщина стебля

0

0

22

Прочность стебля

11

4

23

Прямизна стебля

6

1

24

Прямизна листьев

0

0

25

Восприимчивость к болезням (кроме вируса)

13

12

26

Восприимчивость к вирусу

4

1

27

Устойчивость к неблагоприятным условиям выращивания

6

2

28

Устойчивость при хранении в зимний период

7

3

29

Ростовые качества

10

9

30

Вегетативное размножение (количество детки)

4

1

31

Прорастание детки

2

0

32

Одновременное цветение одинаковых по возрасту и размеру клубнелуковиц

1

0

33

Ежегодное цветение одной и той же клубнелуковицы

1

0

34

Товарный вид клубнелуковиц

5

2

35

Величина детки

1

0

36

Количество дней от посадки до цветения (период цветения)

6

3

 

Итак, можно с уверенностью сказать, что определяющими признаками при выборе сорта при его приобретении являются его здоровье и ростовые качества.

Для рядового цветовода хорошее здоровье, хорошие ростовые качества, приятная окраска и раннеспелость вполне достаточны для положительной оценки сорта. К тому же ранний сорт будет цвести каждый год, так как у него будет хорошо вызревать клубнелуковица.

Для более продвинутых цветоводов и для тех, кто занимается срезкой, важны ещё прочность стебля, прочность крепления цветков, хорошая гофрировка, мощность, размножаемость, большое количество открытых цветков.

Короче, из этой таблицы можно понять какие гладиолусы требуются цветоводам. Например, для срезки вполне подходят сорта, показанные ниже на фотографиях.

Однако одна категория гладиолусов, приведённая в статье Джеймса Мэдсона, здесь отсутствует. Это «экзотические» гладиолусы.

Как я уже писал, начало таким гладиолусам в нашей стране положил сорт Перо Павлина.

В 1989 году на ВДНХ гибрид Перо Павлина был показан в павильоне «Цветоводство и озеленение» впервые. Реакция меня поразила. И посетители и методисты павильона были в восторге. Но в клубе почему-то встретили новый гибрид «холодно». Тогда во всём ещё ориентировались на американские выставочные стандарты, которые требовали хотя бы 20 бутонов в соцветии, а не 17.

В 1994 году на выставке в Доме художника мною был показан отобранный клон      Перо Павлина II с 21 бутоном.  Его признали и один цветовод сказал другому селекционеру: «Повезло Лобазнову – ткнул пальцем в небо и попал».

А через 2-3 года в клубе заговорили об «экзотах».

С тех пор прошло17 лет и появились сорта, которые считают «экзотическими». Но стандарта для «экзотов» пока нет. Для непосвящённых скажу, что «экзотами» считаю сорта отличающиеся новыми или значительно улучшенными признаками. Какие это признаки мы узнаем, когда появится стандарт для «экзотов».

Это могут быть, например, сорта, показанные на приводимых фотографиях. 

    Какие экзотические признаки у этих сортов?

    Розовое Гофре - имеет очень сильную гофрировку цветков. Это достаточно редкое явление.

    Дракоша - тот же признак, что и у сорта Розовое Гофре.

    Малиновка - очень ранний сорт. При таком раннем сроке цветения Б=22/10 цветков.

    Мечта Селекционера - очень сильная гвоздичная гофрировка и при этом Б=22/10.

    Перо Павлина II - первый экзотический гладиолус в нашей стране, имеющий в окраске три разных цвета. К тому же форма цветка "эдель" имеет новую разновидность - когда три верхних лепестка цветка значительно крупнее трёх нижних. А нижние лепестки значительно гофрированнее чем верхние Всё в сумме даёт восхитительный эффект.

    Птица Счастья - очень ранний сорт. В отличие от других сортов с аналогичной окраской имеет почти очень сильную гофрировку.

    Сиреневая Фантазия - новое сочетание окрасок (сиреневая и зелёная). я видел только один сорт с таким сочетанием.

    Фортуна - трёхцветная окраска. сочетание красного цвета с зелёным в сортах практически отсутствует.

    Морская Звезда - этот сорт имеет двойное название - Василиса Прекрасная/Морская Звезда. Дело в том, что сорт может превращаться то в Морскую Звезду, то в Василису Прекрасную. Но этот процесс неупорядочный. Сначала я думал, что это разные гибриды, Но когда в один год процвела Морская Звезда, а в другой год из этой же клубнелуковицы - Василиса Прекрасная, решил обратиться к специалистам по генетике. На биофаке МГУ кандидат биологических наук Людмила Васильевна Соловьёва познакомила меня с генетиком кандидатом биологических наук Тамарой Афанасьевной Кокшаровой. Тамара Афанасьевна сказала мне, что я подтвердил гипотезу американского генетика Барбары Мак-Клинток, которая обнаружила это явление на кукурузе и высказала гипотезу о прыгающим (блуждающим) гене.

Таким образом, аналогично Джеймсу Мэдсону мы можем сформулировать три категории гладиолусов. Что у него для сада, у нас гладиолусы для простых любителей цветоводов. Три его категории – промышленные, выставочные и выдающиеся, сведём в одну. Это гладиолусы для цветоводов профессионалов, то есть тех, кто серьёзно занимается культурой (в том числе и селекционеры). Третья категория – «экзоты». Эти гладиолусы, недавно вошедшие в моду, могут быть желанны для всех цветоводов, так как они новы и интересны.