Статьи - Перечень статей - Наследование окраски гладиолусов
Статьи
Перечень статей

26. НАСЛЕДОВАНИЕ ОКРАСКИ У ГЛАДИОЛУСОВ

 

 

«Наиболее гетерогенный* признак – окраска цветка. У гладиолуса она определяется пигментным комплексом антоцианов, и др. Однако их проявление в значительной степени зависит от разных факторов – кислотности клеточного сока, присутствия жёлтых пигментов, заключённых в пластидах клеток ткани долей околоцветника и др.Этим объясняется огромное разнообразие существующих окрасок» (Т.Г. Тамберг, 1991г).

«Наследование окраски обнаружить очень трудно, поскольку она зависит от нескольких пигментов, которые в сочетании друг с другом в количественном и качественном отношении могут проявляться в фенотипе по-разному. Кроме того, на окраску могут оказывать влияние эндогенные** и экзогенные*** факторы, например степень кислотности клеточного сока» (А.В. Мурин, 1989г).

«Дать абсолютно точные рекомендации по наследованию признака окраски цветка материнской и отцовской форм не представляется возможным. Выявление отдельных тенденций и закономерностей наследования признака окраски с большей объективностью можно получить, рассматривая это как вероятностную характеристику» (А.Н. Громов, 1998г).

После таких признанных авторитетов, считающих невозможным давать конкретные рекомендации по наследованию окраски при гибридизации гладиолусов, мне сложно высказываться по этому вопросу и, тем более, давать советы. Но я всё-таки попробую поделиться своим опытом.

Одним из главных признаков у гладиолуса является окраска цветка. Разнообразие окраски цветков гладиолуса очень большое. Оно охватывает практически все цвета кроме голубых и синих (последние постоянно находятся в разработках селекционеров). Поскольку садовый гладиолус является тетраплоидом, то у него богато представлены оттенки от белых, бледно-нежных, до тёмно-чёрных.  Наш главный специалист по гладиолусам Т.Г. Тамберг (доктор сельскохозяйственных наук) в своих работах различает 7 пигментов антоцианов:

пеларгонидин, определяющий алые, оранжевые, красные окраски;

рафанузин, определяющий красно-розовую (малиновую) окраску;

пеонидин, определяющий пурпурную окраску;

мальвидин, определяющий лиловую (сиреневую) окраску;

цианидин, определяющий синюю (сиренево-фиолетовую) окраску;

петунидин, определяющий фиолетовую окраску;

дельфинидин, определяющий голубую и фиолетово-синюю окраску.

Проявление этих пигментов в цветках зависит от их количества, кислотности клеточного сока, а также от присутствия пигментов флавонолов и нерастворимых пигментов в пластидах клеток ткани долей околоцветника. По работам Т.Г. Тамберг известно, что к пластидным (нерастворимым) пигментам относятся каротиноиды, обуславливающие жёлтые и оранжевые оттенки, но они могут быть и бесцветными (белыми). Необходимо отметить, что по работам других специалистов каротиноиды могут иметь ещё зелёную и красную окраску.

 

 

*  -  гетерогенный – разнообразный.(из различных частей)

**  - эндогенный – внутренний фактор (например, изменение гена, хромосомы из-за мутации)

***  - экзогенный – внешний фактор (например, изменение температуры, влажности, освещённости).

Белую, зелёную и жёлтую окраски определяют флавонолы: кемпферол, мерицитин, кверцетин. Кемпферол определяет в основном белую окраску, мерицитин – зелёную, а кверцетин – жёлтую. Однако в большинстве случаев в указанных окрасках находятся эти флавонолы в различных соотношениях. Кроме того, флавонолы имеются и в окрашенных сортах. Чем бледнее окраска, тем больше в ней флавонолов и наоборот.

Для прогнозирования окраски при гибридизации можно воспользоваться рекомендациями А.Н. Громова, которые он приводит в альбоме-справочнике «Гладиолусы» 1981г. Я, в своё время, пробовал это, но понял, что надо разрабатывать свой метод, который позволит его использовать на земельном участке в шесть соток.

В то время я уже начал делать свою статистику для основных признаков сорта гладиолуса, которые мы сейчас имеем при регистрации названия сорта гладиолуса.

В 1989 году А.В. Мурин в своей книге «Генетические основы создания исходного материала гладиолуса» связал тональность окраски с определённым генотипом гладиолуса. Я, как раз, собирая статистику по количественным признакам, собирался сортировать их, как принято, по статистике вероятности по кривой Гаусса. Версия А.В. Мурина натолкнула меня на то, чтобы изменить шкалу окраски гладиолуса для использования при прогнозировании окраски перед гибридизацией.

Напомню, что гладиолус садовый в настоящеевремя в основном тетроплоид и имеет 5 генотипов:

                                                         аааа – нуллиплекс, или гомозиготный рецессив (полный рецессив),

                                                         Аааа – симплекс,

                                                         ААаа – дуплекс,

                                                         АААа – триплекс,

                                                         АААА – квадруплекс, или гомозиготный доминант.

 

Шкала окрасок гладиолусов имеет 4 основных тона у каждой окраски:

 

                                                           Бледный – тональность  0

                                                           Светлый – тональность  2

                                                           Средний – тональность  4

                                                           Тёмный – тональность   6 8 у трёх окрасок)

 

Они соответствуют генотипам:  

                                                           Симплекс

                                                           дуплекс

                                                           триплекс

                                                           квадруплекс

 

Поскольку каждая окраска гладиолуса имеет, как правило, и белую составляющую, то я подставил в каждую окраску тональность 00, которая соответствует генотипу нуллиплекс.  Тогда таблица шкалы окрасок преобразуется в таблицу:

                                                                         

                                                             00          10          12          14          16

                                                             00          20          22          24          26

                                                             00          30          32          34          36

                                                             00          40          42          44          46

                                                             00          50          52          54          56, 58

                                                             00          60          62          64          66, 68

                                                             00          70          72          74          76, 78

                                                             00          80          82          84          86

Согласно версии А.В. Мурина, имеем:

                                                                 00            0          2          4           6 и 8     -   тональности окраски

                                                                 аааа      Аааа    ААаа   АААа    АААА     -   генотип

Однако надо помнить, что под фенотипом с тональностью 00 может скрываться генотип симплекс (Аааа).

Теперь можно перед гибридизацией использовать решётку Пеннета для просмотра получаемых зигот по окраске. Получается, что анализ прогнозирования признака окраска делается на основании выбранных фенотипов с их «привязкой» к соответствующему генотипу. По генотипу определяются гаметы для скрещивания, и по решётке Пеннета определяются получаемые зиготы («гибриды»). По полученному результату принимается решение о проведению гибридизации.

Когда разрабатывал этот метод, пришла в голову мысль о том, чтобы проанализировать получение окраски у имеющихся сортов гладиолусов.

В анализ не вошли сорта со сложными скрещиваниями и с непонятными гибридами. Были рассмотрены только те сорта, которые получены непосредственно от скрещивания двух известных сортов.

Были рассмотрены родительские пары сортов из международного регистра, опубликованные А.Б. Барановым в бюллетенях Москоского клуба гладиолусоводов в № 5,6,7 и 8, сорта опубликованные в книге В.А. Лобазнова Гладиолусы 2007г, сорта опубликованные в работах       Т,Г. Тамберг (ВИР 1983, 1978гг).

Всего было рассмотрено 623 сорта:

          66 белых с шифром 00

          27 зелёных с шифром 02 – 04

          43 жёлтых с шифром 10 – 16

          19 оранжевых с шифром 20 – 27

          40 лососевых с шифром 32 – 36

          90 розовых с шифром 40 – 47

          87 красных с шифром 52 – 56

          43 чёрных с шифром 58, 59, 68

          86 малиновых с шифром 60 – 67

          53 сиреневых с шифром 70 – 77

          21 пурпурных с шифром 78, 79

          30 фиолетовых с шифром 80 – 87

          18 дымчатых и др. с шифром 91 – 97.

Анализ производился по шифрам, так как для рассмотрения окраски со всеми нюансами заняло бы несколько лет. Конечно, в данном случае это очень большое допущение, но я хотел выявить, в первую очередь, тенденцию в селекции для той или иной окраски. При анализе учитывались только чётные цифры тональности окраски, а пятно, канву или многоцветность учесть, в данном случае, невозможно и это вносит дополнительную погрешность.

 

Далее следует полный список сортов по шифрам:

466 – 554 х 478          268 – 268 х 258          436 – 534 х 356          445 – 442 х 445

316 – 412 х 314          434 – 400 х 433          436 – 534 х 356          465 – 444 х 463

235 – 412 х 314          256 – 268 х 258          275 – 277 х 300          412 – 310 х 512

213 – 247 х 235          343 – 410 х 440          400 – 400 х 400          241 – 242 х 211

400 – 400 х 400          442 – 470 х 443          291 – 200 х 268          483 – 485 х 485

412 – 416 х 416          441 – 400 х 443          202 – 243 х 335          295 – 395 х 465

243 – 247 х 200          445 – 442 х 343          152 – 247 х 256          552 – 447 х 552

335 – 545 х 433          300 – 400 х 343          310 – 410 х 313          404 – 304 х 202

444 – 344 х 440          247 – 100 х 268          404 – 404 х 304          536 – 485 х 486

444 – 344 х 440          400 – 300 х 400          478 – 478 х 378          463 – 478 х 460

478 – 468 х 378          464 – 445 х 554          268 – 268 х 268          442 – 440 х 543

416 – 414 х 416          472 – 300 х 474          467 – 556 х 545          401 – 401 х 401

564 – 540 х 560          543 – 401 х 524          412 – 412 х 314          425 – 414 х 416

578 – 540 х 572          404 – 404 х 304          224 – 212 х 136          501 – 500 х 400  

562 – 540 х 560          404 – 404 х 304          254 – 243 х 268          496 – 598 х 503

258 – 268 х 258          275 – 300 х 200          462 – 462 х 460          462 – 445 х 442

243 – 200 х 255          300 – 500 х 400          293 – 235 х 268          401 – 411 х 400

253 – 255 х 247          200 – 300 х 200          445 – 545 х 447          491 – 458 х 312

455 – 445 х 445          273 – 300 х 200          535 – 560 х 545          456 – 554 х 456

443 – 445 х 445          555 – 500 х 478          470 – 470 х 445          413 – 463 х 400

445 – 400 х 447          555 – 478 х 436          454 – 444 х 453          545 – 542 х 444

363 – 200 х 264          215 – 247 х 243          460 – 440 х 464          458 – 452 х 458

233 – 200 х 268          258 – 258 х 268          456 – 456 х 465          545 – 454 х 456

300 – 400 х 400          543 – 464 х 445          263 – 242 х 462          575 – 574 х 400

400 – 400 х 400          154 – 266 х 154          457 – 465 х 470          554 – 454 х 436

356 – 345 х 500          462 – 462 х 460          400 – 443 х 462          360 – 434 х 400

542 – 301 х 510          423 – 420 х 325          336 – 436 х 300          547 – 543 х 440

300 – 300 х 400          458 – 458 х 358          414- - 314 х 300         500 – 400 х 400

387 – 411 х 587          476 – 566 х 475          426 – 512 х 426          400 – 400 х 433

379 – 411 х 587          400 – 300 х 400          463 – 463 х 343          500 – 510 х 500

200 – 247 х 243          311 – 511 х 414          463 – 444 х 474          500 – 500 х 510

478 – 478 х 436          152 – 255 х 255          200 – 300 х 460          400 – 300 х 400

275 – 277 х 300          502 – 404 х 403          210 – 343 х 411          482 – 484 х 480

410 – 343 х 447          266 – 268 х 264          510 – 510 х 410          447 – 437 х 456

300 – 343 х 447          475 – 476 х 563          203 – 261 х 263          535 – 543 х 336

536 – 436 х 437          300 – 300 х 400          466 – 458 х 368          497 – 458 х 312

423 – 420 х 425          401 – 434 х 443          456 – 458 х 556          500 – 500 х 563

540 – 440 х 542          400 – 400 х 400          401 – 200 х 500          443 – 404 х 396

544 – 534 х 447          454 – 356 х 556          412 – 312 х 433          442 – 500 х 554

436 – 436 х 536          460 – 400 х 465          402 – 312 х 433          541 – 500 х 401

458 – 558 х 358          400 – 400 х 300          378 – 358 х 462          486 – 387 х 486

345 – 445 х 300          264 – 256 х 247          366 – 377 х 301          474 – 485 х 400

475 – 378 х 433          354 – 452 х 454          400 – 500 х 470          566 – 578 х 566

258 – 256 х 268          253 – 125 х 343          335 – 325 х 445          478 – 458 х 312

565 – 543 х 467          468 – 456 х 556          554 – 554 х 454          511 – 440 х 543

556 – 454 х 356          444 – 460 х 445          543 – 542 х 444          458 – 456 х 458

486 – 483 х 485          463 – 562 х 400          473 – 482 х 404          554 – 552 х 554

535 – 523 х 527          468 – 400 х 564          478 – 492 х 458          540 – 440 х 542

486 – 482 х 485          455 – 454 х 456          563 – 472 х 563          546 – 544 х 443

412 – 441 х 400          475 – 492 х 510          545 – 400 х 452          405 – 421 х 463

401 – 411 х 401          435 – 433 х 523          582 – 401 х 483          441 – 543 х 440

458 – 458 х 478          355 – 256 х 458          540 – 447 х 563          500 – 542 х 300

566 – 554 х 566          556 – 556 х 458          573 – 583 х 464          527 – 443 х 443

412 – 416 х 510          447 – 442 х 455          582 – 401 х 483          514 – 514 х 542

466 – 563 х 465          465 – 460 х 376          554 – 436 х 454          468 – 532 х 478

423 – 435 х 533          563 – 500 х 442          568 – 454 х 558          492 – 592 х 499

582 – 581 х 560          558 – 458 х 458          454 – 556 х 436          500 – 483 х 500

572 – 533 х 462          400 – 500 х 300          459 – 458 х 556          400 – 400 х 542

572 – 533 х 462          435 – 433 х 443          454 – 456 х 554          485 – 482 х 400

556 – 432 х 555          535 – 545 х 436          440 – 542 х 440          485 – 460 х 483

404 – 404 х 304          527 – 523 х 544          500 – 400 х 400          477 – 460 х 458

504 – 404 х 304          554 – 454 х 556          400 – 462 х 400          473 – 545 х 483

477 – 368 х 581          543 – 543 х 440          526 – 534 х 436          456 – 556 х 458

432 – 442 х 543          472 – 500 х 472          520 – 420 х 500          510 – 533 х 400

504 – 404 х 520          527 – 427 х 526          400 – 444 х 310          511 – 513 х 500

456 – 552 х 454          564 – 566 х 365          401 – 440 х 400          435 – 442 х 401

443 – 440 х 476          445 – 442 х 535          554 – 554 х 554          544 – 534 х 447

563 – 542 х 442          474 – 500 х 483          363 – 463 х 400          574 – 500 х 563

501 – 500 х 500          275 – 300 х 200          464 – 563 х 465          597 – 592 х 598

455 – 493 х 455          515 – 513 х 400          475 – 400 х 368          545 – 440 х 543

560 – 462 х 400          562 – 574 х 483          574 – 563 х 500          443 – 543 х 440

400 – 444 х 453          404 – 402 х 402          540 – 544 х 400          421 – 442 х 543

501 – 500 х 542          556 – 436 х 456          442 – 464 х 563          458 – 458 х 478

544 – 542 х 542          476 – 458 х 312          560 – 464 х 563          474 – 473 х 476

454 – 456 х 554          460 – 463 х 483          554 – 454 х 456          447 – 445 х 442

459 – 458 х 556          510 – 500 х 420          410 – 442 х 535          458 – 358 х 578

565 – 465 х 500          400 – 400 х 400          468 – 568 х 578          458 – 458 х 358

458 – 468 х 356          565 – 543 х 467          478 – 468 х 558          467 – 460 х 478

437 – 435 х 554          466 – 458 х 312          574 – 563 х 564          558 – 568 х 558

502 – 404 х 560          464 – 400 х 368          414 – 512 х 410          466 – 458 х 400

575 – 500 х 563          567 – 466 х 567          593 – 554 х 336          594 – 595 х 556

427 – 512 х 535          470 – 482 х 360          413 – 433 х 523          400 – 400 х 400

400 – 500 х 500          468 – 458 х 453          456 – 454 х 456          400 – 492 х 460

514 – 420 х 500          427 – 526 х 456          460 – 445 х 442          436 – 414 х 552

552 – 554 х 556          575 – 500 х 500          454 – 556 х 454          463 – 442 х 401

513 – 513 х 416          444 – 434 х 400          462 – 475 х 560          462 – 542 х 300

442 – 441 х 440          468 – 556 х 365          463 – 461 х 545          501 – 401 х 400

585 – 583 х 482          575 – 500 х 560          556 – 554 х 554          477 – 462 х 455

452 – 452 х 464          453 – 460 х 376          564 – 401 х 465          463 – 472 х 472

458 – 568 х 458          478 – 558 х 420          401 – 500 х 473          500 – 474 х 400

458 – 458 х 468          568 – 458 х 558          445 – 500 х 443          477 – 458 х 568

256 – 252 х 458          554 – 456 х 456          566 – 354 х 554          413 – 420 х 405

400 – 434 х 400          511 – 543 х 500          543 – 543 х 500          466 – 354 х 554

440 – 444 х 453          494 – 553 х 554          468 – 458 х 568          460 – 543 х 500

560 – 555 х 454          480 – 482 х 483          579 – 558 х 458          473 – 500 х 473

447 – 440 х 345          541 – 543 х 500          461 – спорт 443         471 – 345 х 540

461 – 440 х 401          556 – 454 х 556          436 – 356 х 554          471 – 500 х 473

414 – 512 х 314          434 – 420 х 444          501 – 543 х 500          474 – 483 х 475 

500 – 500 х 500          443 – 420 х 444          401 – 500 х 500          574 – 558 х 500

555 – 556 х 452          401 – 500 х 473          556 – 356 х 554          576 – 458 х 568

401 – 432 х 442          400 – 500 х 473          436 – 354 х 554          500 – 445 х 335

427 – 456 х 412          500 – 500 х 400          485 – 287 – 483          435 – 500 х 523

365 – 543 х 467          502 – 416 х 483          401 – 485 х 500          558 – 468 х 500

500 – 461 х 472          502 – 410 х 500          576 – 478 х 420          432 – 432 х 500

554 – 556 х 452          554 – 553 х 454          578 – 468 х 500          558 – 458 х 454

445 – 460 х 414          543 – 500 х 523          411 – 543 х 500          460 – 345 х 540

456 – 456 х 468          501 – 543 х 500          572 – 411 х 541          454 – 554 х 456

501 – 420 х 500          541 – 543 х 500          258 – 268 х 458          595 – 345 х 540

456 – 354 х 554          462 – 543 х 500          454 – 456 х 456          536 – 454 х 400

543 – 445 х 400          456 – 454 х 454          455 – 553 х 555          484 – 482 х 483

562 – 356 х 554          443 – 416 х 483          401 – 541 х 411          554 – 553 х 554

554 – 454 х 556          554 – 553 х 555          443 – 416 х 483          468 – 553 х 468

456 – 454 х 454          556 – 354 х 554          553 – 556 х 401          563 – 465 х 554

468 – 458 х 558          537 – 354 х 554          541 – 411 х 541          443 – 541 х 437

400 – 542 х 443          454 – 468 х 335          405 – 404 х 304          558 – 458 х 568

500 – 411 х 541          554 – 556 х 554          556 – 456 х 556          558 – 556 х 558

555 – 553 х 555          554 – 556 х 454          554 – 454 х 556          496 – 554 х 454

541 – 543 х 400          500 – 542 х 443          493 – 345 х 540          492 – 553 х 400

554 – 554 х 556          501 – 543 х 500          454 – 454 х 454          500 – 401 х 400

543 – 420 х 572          400 – 474 х 400          476 – 556 х 558          443 – 474 х 400

544 – 420 х 444          485 – 287 х 483          535 – 437 х 541          454 – 555 х 454

452 – 556 х 554          474 – 483 х 485          441 – 543 х 500          536 – 554 х 456

532 – 420 х 444          412 – 304 х 404          401 – 545 х 445          464 – 543 х 568

542 – 542 х 443          534 – 544 х 545          462 – 474 х 400          560 – 443 х 542

456 – 368 х 558          534 – 553 х 500          410 – 420 х 500          500 – 544 х 545

435 – 543 х 500          472 – 432 х 500          463 – 485 х 405          585 – 485 х 483

585 – 482 х 483          412 – 420 х 500          540 – 420 х 444          501 – 543 х 500

460 – 582 х 500          464 – 468 х 335          562 – 465 х 554          567 – 543 х 568

534 – 345 х 540          458 – 556 х 400          462 – 543 х 500          543 – 437 х 541

543 – 543 х 500          444 – 420 х 444          546 – 356 х 554          493 – 345 х 540

540 – 558 х 500          482 – 482 х 483          541 – 443 х 540          473 – 485 х 500

400 – 400 х 310          400 – 472 х 460          400 – 441 х 542          400 – 472 х 460

400 – 400 х 400          400 – 460 х 410          400 – 401 х 442          400 – 472 х 460

500 – 483 х 400          300 – 300 х 320          300 – 460 х 371          400 – 400 х 440 

500 – 500 х 500          400 – 494 х 460          500 – 400 х 400          400 – 472 х 460    

305 – 453 х 414          402 – 404 х 304          504 – 404 х 304          404 – 402 х 402

512 – 502 х 400          211 – 240 х 217          311 – 221 х 241          412 – 510 х 416  

412 – 510 х 440          414 – 333 х 414          415 – 317 х 390          321 – 292 х 432

524 – 530 х 426          537 – 445 х 456          532 – 520 х 534          432 – 333 х 427

536 – 456 х 493          445 – 400 х 345          544 – 412 х 454          341 – 530 х 324

442 – 460 х 445          447 – 440 х 345          446 – 510 х 442          545 – 410 х 510

442 – 532 х 400          340 – 320 х 242          444 – 444 х 410          446 – 466 х 410

344 – 415 х 460          440 – 442 х 453          447 – 460 х 453          555 – 556 х 452

458 – 458 х 458          556 – 452 х 552          452 – 456 х 452          556 – 556 х 466  

455 – 492 х 455          453 – 426 х 497          453 – 460 х 376          352 – 226 х 453

452 – 452 х 464          558 – 458 х 526          465 х 460 х 453          466 – 376 х 454

468 – 458 х 466          363 – 442 х 544          564 – 460 х 465          563 – 542 х 442

468 – 458 х 466          462 – 460 х 466          465 – 472 х 310          564 – 542 х 578

367 – 343 х 252          365 – 460 х 442          466 – 454 х 566          467 – 410 х 478

367 – 387 х 458          468 – 468 х 565          467 – 443 х 420          476 – 460 х 576

472 – 440 х 572          475 – 492 х 510          470 – 442 х 472          278 – 278 х 254

472 – 400 х 472          478 – 400 х 456          478 – 458 х 468          378 – 578 х 445

478 – 468 х 458          578 – 578 х 478          478 – 468 х 486          580 – 478 х 483

381 – 460 х 376          483 – 484 х 480          482 – 484 х 480          484 – 483 х 460

482 – 583 х 482          497 – 442 х 536          393 – 356 х 300          404 – 404 х 404

500 – 410 х 500          402 – 410 х 500          545 – 543 х 420          485 – 485 х 483

454 – 456 х 554          304 – 404 х 404          455 – 456 х 454          556 – 456 х 556

425 – 534 х 523          579 – 558 х 456          483 – 485 х 581          403 – 404 х 581

511 – 400 х 523          483 – 501 х 485          436 – 463 х 554          402 – 400 х 404

442 – 400 х 300          575 – 485 х 500          483 – 483 х 485          483 – 483 х 485

560 – 420 х 562          495 – 534 х 523          503 – 535 х 420          503 – 543 х 420

401 – 400 х 485          358 – 558 х 358          454 – 554 х 454          454 – 436 х 554

483 – 483 х 485          420 – 534 х 514          562 – 562 х 541          410 – спорт 502

473 – 463 х 304          479 – 401 х 405          455 – 554 х 454          558 – 558 х 578

466 – 558 х 458          453 – 456 х 454          558 – 458 х 554          556 – 554 х 456

400 – 410 х 500. 

 

Перейдём к анализу сортов. При анализе используется терминология, которая приведена в книге Гладиолусы, 2007г, Лобазнов.

Белые – 66 сортов

 

Из 66 сортов 24 (36,4%) получено от непосредственного скрещивания белых фенотипов друг с другом. При этом неизвестно являются ли белые сорта чистыми рецессивами, то есть гомозиготными по окраске, и тогда они имеют генотип нуллиплекс (аааа), или они гетерозиготны, и тогда у них генотип симплекс (Аааа). Известно, что последних белых сортов большинство.

10,6% сортов (7) из списка получены от скрещивания тональностей у родителей  «00» и «0». Первые – это белые. В качестве вторых могут выступать окраски по шифрам 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, которые являются симплексами. Сюда же можно отнести и зелёные окраски.

13,6% (9) сортов получено от скрещивания белых с светло-розовыми. То есть имеем белый генотип (нуллиплекс или симплекс) и светло-розовый генотип дуплекс (ААаа).

22 сорта (33,3%) получены скрещиванием тональностей 2х2, 0х2, 0х0. Они объединены, так как анализ их идентичен. В книге В.А.. Лобазнова Гладиолусы, 2007г. приведены данные, что большинство отличных белых сортов создано путём скрещивания бледно- и светло-розовых сортов между собой. В этих скрещиваниях участвуют два генотипа: симплекс (Аааа) – тональность «0» и дуплекс (ААаа) – тональность »2». Ниже приведён перечень некоторых таких сортов.

                         400 Кристалл Сноу – Сусанн Маргарет (441) х Ля Франс (542),

                         400 Дрифтед Сноу – Инчантрес (442) х Хеппинес (453),

                         500 Олимпус – спорт Энниверсери (572),

                         400 Сильвер Веддинг – Пейл Мун (410) х {Бриквел Вейс(?) х Инносенс (460)},

                         300 Сильвер Доллар – Инносенс (460) х Кариббиен (376),

                         400 Уайт Фростинг – дымчатый сеянец х Инносенс (460),

                         400 Белая Королева – Спешал (542) х Контесса (443),

                         400 Белая Стрела – Сметановый Крем (410) х Белоснежка (500),

                         500 Белизна с Изумрудом – Рассвет (410) х Белоснежка (500),

                         400 Журавушка – Балтасис Жиргас (500) х Орион (473),

                         500 Лебединое Озеро – Спешал (542) х Контесса (443),

                         500 Белоснежка – Америка (411) х Розовое Изваяние (541).

 

6% сортов из списка (66 сортов) получены от скрещивания тональностей 4х4, 4х6. Поскольку мы не видим визуально фенотип, то можно предполагать, что здесь без рекомбинаций не обошлось, особенно в скрещивании 4х6. хотя бывают случаи, когда селекционер фенотипу «2» даёт тональность «4». Иещё надо учитывать родословную, где могут быть белые сорта или более светлые.

Из сказанного выше видно, что белые сорта в основном можно получить, скрещивая чистый рецессив, то есть нуллиплекс, с симплексом (аааа х Ааааа или Аааа х аааа), редко – аааа х аааа (таких сортов мало), а также скрещивая дуплексы с дуплексами (ААаа х ААаа), симплексы с симплексами (Аааа х Аааа), дуплексы с симплексами и наоборот (ААаа х Аааа илиАааа х ААаа). Остальные варианты встречаются в три раза реже. Это аааа х ААаа, аааа х Аааа, Аааа х Аааа. Из-за рекомбинаций получаются белые только в 6% случаев.

Рассмотрим теперь теоретические генетические варианты.

При скрещивании  00 х 00 могут быть три варианта.

1.       Если сорта чисто-белые, то есть гомозиготные, то имеем генотип нуллиплекс – аааа. В этом случае будем иметь 100% чисто-белых зигот, то есть новых гибридов. В этом варианте гаметы обоих родителей – 6аа, а общее количество зигот – 36аааа.

2.       Если один из родителей чистый рецессив, а второй имеет или цветные тычинки, или окраску в горле, или бледную цветную окраску, или окрашенный нижний лепесток, или другие признаки наличия окрашивающих пигментов, то такой родитель хотя и является белым фенотипом, но генетически не является гомозиготным рецессивом. Такой родитель генетически является симплексом (Аааа).

В этом случае решётка Пеннета будет выглядеть

 

               ♂

 

3Аа

 

3аа

6аа

18Аааа

18аааа

                ♂  

 

6аа

3Аа

18Аааа

3аа

18аааа

 

                                              
                              1                                                                  2

      Теоретически результат получается одинаковый, то есть 50% симплексов и 50% нуллиплексов. На самом деле, как показывает практика, большинство гибридов имеют генотип симплекс. Это понятно, так как теоретический вариант получается при очень большом количестве гибридов, а при малом их количестве окрашенный родитель всегда доминирует.

 3.                Если оба белых родителя являются симплексами, что бывает чаще всего, то имеем скрещивание Аааа х Аааа. В этом случае решётка Пеннета принимает вид:

                                                  

 

                                                                   ♂

              ♀     

3Аа

3аа

3Аа

9ААаа

9Аааа

3аа

9Аааа

9аааа

                                                                              3                                           

Получим следующее соотношение зигот:      9ААаа  :  18Аааа  :  9аааа

Видно, что 50% гибридов будут симплексами, фенотипы которых будут белыми с небольшим добавлением окрашенных пигментов или бледно-окрашенными.

25% гибридов могут быть даже дуплексами, то есть иметь светлую окраску тональностью «2». И 25% гибридов могут быть чистыми рецессивами (гомозиготными по окраске), то есть чисто-белыми.

Рассматривая эти теоретические соотношения необходимо помнить, что только очень большое количество семян даёт эти цифры (%). У селекционеров, имеющих мало семян, могут быть совсем другие соотношения.

Вариант  0 х 00  встречается, на мой взгляд, потому, что селекционеры предпочитают вариант  00 х 00,  а  0 х 00  используют только тогда, когда сорт с тональностью  «0» имеет хорошие физически, количественные и линейные признаки, и хотелось бы превратить его в «00».  При таком скрещивании мы имеем уже рассмотренные варианты:  Аааа х Аааа  и  Аааа х аааа.  Второй вариант, когда белый сорт гомозиготен интересен ещё и тем, что получив гибрид не совсем подходящий под «00» (т.е. Аааа), его можно улучшить насыщающим скрещиванием тем же гомозиготным рецессивом.

В варианте  00 х 2  белые гибриды получаются не специально, так как в основном здесь хотят получить окрашенный сорт. В этом случае имеем два теоретических варианта:  аааа х ААаа  или Аааа х ААаа.

                                                                                                        

             ♂  

        ♀

АА

4Аа

аа

   6аа

6ААаа

24Аааа

6аааа

                                                                                                           

              ♂           ♀

АА

4Аа

аа

          

3Аа

3АААа

12ААаа

3Аааа

3аа

3ААаа

12Аааа

3аааа

 

 

 

 

 

 

                          3АААа : 15ААаа : 15Аааа : 3аааа

Видно, что вероятность получения рецессива в первом случае – 16,5%, а во втором – 8%.

Зато получение симплекса, то есть тональности  «0», в первом случае 66,5%, а во втором – 41,5%, что часто селекционеры представляют как белый сорт.

Варианты скрещивания тональностей  2 х 2, 0 х 2, и 0 х 0  обычно не преследуют получение белой окраски, и она получается случайно за счёт рецессивных гамет. Анализ существующих сортов с известной родословной показывает, что многие великолепные белые  произошли от такого скрещивания.

Рассмотрим решётки Пеннета для этих вариантов.

                                                                    Вариант  2 х 2

               ♂

        ♀

 

АА

 

4Аа

 

аа

АА

АААА

4АААа

ААаа

4Аа

4АААа

16ААаа

4Аааа

аа

ААаа

4Аааа

аааа

 

Зиготы распределяются следующим образом:

АААА  :  8АААа : 18ААаа : 8Аааа : аааа

Видно, что только одна зигота (аааа)  из 36-ти, то есть 2,8% гибридов, составляет вероятность получения чистого рецессива. Зато симплекс (Аааа) составляет 22,2%, что можно при соответствующим фенотипе указать как белый сорт.

                                                                       Вариант  0 х 2

                 ♂

        ♀

АА

4Аа

аа

3Аа

3АААа

12ААаа

3Аааа

3аа

3ААаа

12Аааа

3аааа

 

            

 Зиготы распределяются следующим образом:

3АААа : 15ААаа : 15Аааа : 3аааа

Здесь 8,5% чистых рецессивов и 41,5% симплексов, что в сумме составляет 50% всех гибридов, из которых можно выбрать белый сорт.

Вариант  0 х 0

Вариант с двумя симплексами уже был рассмотрен раньше. В этом случае, как сказано выше, 25% могут быть чистые рецессивы и 50% - симплексы. Таким образом вероятность получения белого сорта достаточно высокая.

Очевидно, что основная масса белых сортов гладиолуса получается скрещиванием сортов с тональностью 0 и 2 В различных сочетаниях и сортов с тональностью 00 и 0 (то есть 00х0, 00х00, 0х0)

Я так подробно остановился на получении белых сортов, чтобы показать теоретические и практические возможности при гибридизации. Считаю, что белые сорта – это основа, на которой можно строить всю дальнейшую работу.

Зелёные – 27 сортов

Из 27 сортов 14 получены скрещиванием зелёных с зелёными. Это чуть более 50% и показывает, что это основной вариант в гибридизации.

3 сорта получены скрещиванием зелёных с белыми и бело-кремовыми сортами. В этом случае обычно окраска более светлая, что вполне понятно и не представляет большого интереса.

У меня сорт 402 Австралия – Журавушка (400) х Ярни Лоука (404).

2 сорта получены скрещиванием кремовых и белых сортов. Скорее всего они могли произойти вместо предполагаемых белых, я же такие скрещивания провожу специально для получения зелёных. Дело в том, что кремовые сорта могут иметь сдвиг  в сторону жёлтых (у фенотипа), а могут и в сторону зелёных. В фенотипе это вполне различимо. Я, например, использую сорт Сметановый Крем, скрещивая его с чистым рецессивом и получаю светло-зелёные гибриды. С ними можно дальше работать.

8 сортов получены, скорее всего, случайно от скрещивания тональностей  0 х 2, 2 х 2, 2 х 4, 6 х 2.  Здесь в основном получаются фенотипы с шифром «03» и «05», что свидетельствует о наличии двухцветной окраски или пятна на зелёном фоне. Такие сорта получаются при объединении соответствующих гамет или при рекомбинациях, особенно при участии в скрещивании тональностей «4» и «6».

Жёлтые – 43 сорта

13 сортов (30%) получено от непосредственного скрещивания жёлтых сортов различных тональностей между собой. Это вариант наиболее простой.

3 сорта произошли от скрещивания жёлтых с белыми, что также не представляет интереса для анализа (из-за предсказуемости).

4 сорта произошли от скрещивания палевых с белыми. При этом получены тональности «0» и »2», что вполне понятно, так как палевый сорт  очень близок по окраске к светло-жёлтому и «вытеснение антоцианов» при скрещивании с белыми даёт увеличение флавонолов и, тем самым, получение жёлтой окраски (то есть увеличивается количество флавонолов, а количество антоцианов остаётся прежним; это бледнит окраску).

5 сортов получено от скрещивания жёлтых с лососевыми или розовыми. Здесь дело обстоит сложнее. Рассмотрим один вариант из списка, когда скрещивались окраски  12 х 33 (светло-жёлтая х светло-лососевая). Оба родителя являются дуплексами (основная тональность «2»). Тогда решётка Пеннета будет выглядеть так:

       ♂

                 

 

АА

 

4Аа

 

аа

АА

АААА

4АААа

ААаа

4Аа

4АААа

16ААаа

4Аааа

аа

ААаа

4Аааа

ааа

- лососевый сорт  

 

 

 

 

 Жёлтый сорт.                   1                            2                        3

Известно, что более окисленные пигменты доминируют над менее окисленными. Поэтому лососевые доминанты (А) будут доминировать над жёлтыми доминантами (А). в результате зиготы столбцов 1 и 2 будут давать лососевые гибриды. А вот столбец 3, где имеются лососевые рецессивные гаметы в сочетании с доминантными жёлтыми гаметами, даёт возможность получить 2,8% жёлтых гибридов и 11,1% кремовых гибридов. Опять следует напомнить, что это чисто теоретический расчёт комбинационного скрещивания, исключая рекомбинации.

У меня 412 Жёлтое Гофре – Лососевый Сюрприз (534) х Маргарита (516) + Сан Велли Йеллоу (416).

Скрещивание лососевых с розовыми и розовых с розовыми дало 6 сортов. такие результаты обычно дают рекомбинации.

Есть ещё скрещивания: 463 х 400, 400 х 523, 221 х 241, 502 х 400, 543 х 500, 533 х 400.

Получение жёлтых сортов от таких скрещиваний можно объяснить по-разному. Могут быть рекомбинации, а может быть и «вытеснение» антоциановых пигментов белыми и, тем самым, увеличение количества флованолов в клеточном соке околоцветника.

Оранжевые – 19 сортов

Всего 4 сорта созданы скрещиванием оранжевых сортов между собой. Из селекционной практики известно, что сделать оранжевый сорт можно, скрещивая лососевые и розовые сорта с жёлтыми. Но таких сортов оказалось всего 2. Большинство сортов сделано скрещиванием оранжевых с лососевыми и розовыми. Таких сортов – 8. поскольку эти окраски содержат пигменты и антоцианы и флованолы, то перегруппировка пигментов в различных гаметах и создаёт возможность иметь в зиготах и ту, и другую окраску. В тех случаях, когда больше антоцианов, получаются розовые или лососевые сорта, а если больше флованоллов (их доминантов), то получаются оранжевые оттенки.Рассмотрим пример скрещивания окрасок 534 х 514. Имеем решётку Пеннета:  

  

   ♀   

 

3АА

 

3Аа

3АА

9АААА

9АААа

3Аа

9АААа

9ААаа

 

- жёлтый сорт

 

                                               
   Лососевый сорт                    

                                                                                            Здесь соотношение 50 : 50, но окрашенные сорта всегда доминируют

                                          В этом варианте  флованолы преобладают  и 25% гибридов могут быть      оранжевыми

                                                                                

                                                          

                                                               

Остальные сорта сделаны сочетанием оранжевых сортов с жёлтыми, где могут образовываться и жёлтые и оранжевые зиготы.

Лососевые 40 сортов

В образовании лососевых сортов обнаружено в родителях 16 различных сочетаний пигментов, в количестве от 1 до 5. При этом  5 – это сочетание розовый х лососевый, а 4 – это сочетания розовый х розовый, лососевый х красный, красный х красный и розовый х «0».

Остальные сочетания единичные (1,2,3).

Из этих сочетаний видно, что селекция велась не на получение лососевых гибридов и их получение в основном случайное. Это, действительно, в большинстве случаев так. Обычно хочется получить новый розовый или красный сорт. Получение тёмно-лососевого, например,  при опылении тёмно-красным часто стоит по фенотипу где-то близко от красного и такие тёмно-лососевые сорта заслуживают большего внимания.

Большинство результатов указанных скрещиваний объясняется перегруппировкой пигментов, то есть изменением их процентного соотношения. Только в случае скрещивания розовых и лососевых с рецессивом («00») или с «0», очевидно, выявляется доминирование более окрашенных пигментов и частичное вытеснение антоцианов флованолами.

Слово «вытеснение» не совсем правильное, так как  на самом деле происходит увеличение количества флованолов и тем самым разбавление окраски. Пример из моей практики:                                                                                                                                               435Очаровательные Глазки – Принцесса Цирка (535) х Перо ПавлинаII (405). Здесь Перо ПавлинаII по отношению к Принцессе Цирка выступает как «рецессив».Но окраска полученного гибрида практически не меняется, так как что в составе отцовского растения имеется розовая составляющая.

Розовые – 90 сортов

В общем списке этих сортов оказалось наибольшее количество. Это и понятно, так как окраска наиболее ходовая и воспринимаемая. Кроме того она часто получается, и на её получение специально, в отличии от лососевых, ведётся селекционный процесс. Именно поэтому наибольшее сочетание, в гибридизации указанных 90 сортов, получил вариант скрещивания розовый х розовый. Таких сочетаний 29, то есть 32%.

Из этих 29 сортов 12 имели окраску 44 и 46. Это окраски, которые хотят получить в первую очередь. Но чаще получается окраска 42.

Пример из списка:  544 – 543 х 542. смотрим решётку Пеннета

 

     ♂

                ♀

 

АА

 

4Аа

 

аа

АА

АААА

4АААа

ААаа

4Аа

4АААа

16ААаа

4Аааа

аа

ААаа

4Аааа

аааа

 

-542
                 543

Зиготы распределились следующим образом: АААА : 8АААа : 18ААаа : 8Аааа : аааа

                                                                                                                 42

                                                                                 46            44           50%          40       00

                                                                                          25%                                     25%          

Видно, что только 25% гибридов могут иметь шифр цвета 44 и46. На самом деле их всегда меньше, так как в окраске родителей часто бывают высветления, которые уменьшают количество более тёмно-окрашенных гибридов.

Именно поэтому в сортименте розовых превалируют светлые сорта (шифр 42,43).

В списке 39 сортов с окраской 44,45,46,47. из них только 12 получены скрещиванием розовых с розовыми. Остальные 27 сортов получены скрещиванием в основном с красными, малиновыми, лососевыми и другими окрасками. Это понятно, так как красные и малиновые   ( розово-красные ) имеют больший процент антоцианов.На втором  и третьем местах стоят скрещивания розовый х «00» и розовый х «0». Это соответственно 14 и 12 сортов.

В первом варианте может встречаться чистый рецессив и тогда окраска гибридов бледнеет, чаще белые являются симплексами, что соответствует второму варианту. Тогда окраска менее бледная.

Примеры         544 х «00»     и      544 х «0», то есть имеем  АААа х аааа и АААа х Аааа

Для этих двух случаев решётки Пеннета имеют следующий вид

                                                                                         

           ♂

   ♀

 

3Аа

 

3аа

3АА

9АААа

9ААаа

3Аа

9ААаа

9Аааа

                               

                                             

        ♂    

      

             ♀    

 

      6аа

3АА

18ААаа

3Аа

18Аааа

                                                                                                                                                       Здесь имеем зиготы: 9АААа : 18ААаа : 9Аааа

                                                                                                                                    

        Если в первом случае имеем окраску 42 и 40 в соотношении 50% : 50%, то во втором случае 25% гибридов могут иметь окраску 44 и 50% - 42.Поэтому, когда хотят тёмно-розовый сорт скрестить с белым, чтобы получить ту же окраску, но другие признаки взять от белого сорта, надо выбирать белый не чистый, а имеющий признаки симплекса (Аааа). Все остальные сочетания для получения розовых сортов были одиночные. Интерес представляет розовый полученный от сочетания двух белых. Этот вариант получен мною от скрещивания белого гибрида с сортом Москва Белокаменная. У меня есть мощный ранний гибрид, но слабо гофрированный. И я хотел оставить все мощностные характеристики материнского растения и улучшить гофрировку. Но, скрестив  400 х 300, я получил гибрид 442. То есть  получил светло-розовый гибрид. Это указывает на то, что один или оба белых родителя являются симплексами,  а в их родословной могут быть розовые сорта или сорта близкие по окраске. Решётка Пеннета не приводится, так как это уже было при анализе белых сортов. В процессе подбора родительских пар для скрещивания, как уже было сказано, не всегда удаётся подобрать родителей одной окраски. Сорт Алёнушка (543) мощный, но срок цветения у него средний, как иногда пишут «СС». Ростовые качества прекрасные, окраска приятная, здоровье хорошее, и хотелось бы сделать на его основе сорт более ранний, но не потерять мощность. В этом случае можно использовать сорт Малиновый Гигант (562). Тогда решётка Пеннета имеет вид:

 

            

 

     ♂

         ♀

 

АА

 

4Аа

 

аа

АА

 

 

ААаа

4Аа

 

16ААаа

4Аааа

аа

 

 

аааа

 

-  562

 

 

 

 

 543                   1                         2                        3

 

Очевидно, что в столбце 3, где малиновый сорт имеет рецессивные гаметы, мы можем получить розовые гибриды. Конечно, их будет мало (~ 14%), но к ним могут присоединиться ещё некоторые гибриды из столбца 2, где 16 зигот балансируют на грани между малиновыми и розовыми. А это – 44,4%.  Для наглядности решётка заполнена частично.

Другой пример. Сорт Малиновый Гигант можно использовать в качестве материнского растения для получения ранних розовых гибридов, скрестив его с более насыщенным розовым.  Имеем  Малиновый Гигант (562-Р)  х  Розовое Гофре (444-РС).

При этом рецессивные гаметы материнского растения, сочетаясь с доминантными гаметами отцовского растения, дадут розовые зиготы.

  ♂

 ♀

 

3АА

 

3Аа

АА

3АААА

3АААа

 4Аа

12АААа

12ААаа

аа

3ААаа

3Аааа

 

- 444

 

1

2   

3

 562

Из решётки Пеннета (строка3) видно, что три зиготы могут иметь светло-розовую окраску и три зиготы – бледно-розовую.  Это 16,5% от всех гибридов. Ещё 12 зигот (строка 2 – 12АААа) балансируют между розовой и малиновой окраской. В них больше розового пигмента, но это не означает, что малиновый пигмент будет подавлен, так как он более окисленный. Выбрать ранний сорт будет не очень просто, так как скрещивание ранних и раннесредних сортов даёт гибриды, распределяющиеся в соотношении ранних и раннесредних как 50% : 50%. Таким образом не более 8% полученных розовых гибридов могут теоретически иметь ранний срок цветения. Это означает, что надо иметь достаточно большое количество семян, чтобы отобрать нужный гибрид.

Розовые сорта можно получить скрещивая розовые с менее окисленными, то есть с белыми или жёлтыми сортами. Особенно интересно получить гибрид более чистого, именно розового цвета. Для этого надо чистый рецессив скрестить с розовым. Приведу пример.

Белоснежка (500) х Красная Шапочка (443) – Мелодия Любви (445).

 

Красные – 87 сортов

 

Из 87 сортов 56 созданы скрещиванием красных с красными. Это 64,4%. Действительно, создание красных, особенно тёмных, другими сочетаниями редко удаётся, так как малиновые и пурпурные чаще преобладают и подавляют красный цвет.

Из остальных сочетаний имеем: красные х тёмно-лососевые – 6 сортов, малиновые и красные х розовые – 9 сортов, красные х малиновые – 5 сортов и редкие сочетания по 1 или 2. последние имеются в 11 сортах, где красная окраска получена при изменении процентного содержания различных антоцианов с преобладанием пеларгонидина в соответствующих гаметах.

В списке оказалось 27 сортов с окраской 56,  46 сортов – с окраской 54 и 14 сортов – с окраской 52.

Из практики известно, что селекционеры стараются вывести сорта с шифром окраски 56, но часто это не удаётся из-за неправильного подбора родителей или невозможности подобрать нужную пару, или из-из малого количества полученных семян, или ряда других причин. В результате в красных сортах превалирует окраска 54.

Иногда выбирая фенотипы селекционер ориентируется по шифру или даже по окраске, которая вроде бы соответствует цветовому шифру 56, но не зная какой это генотип. Часто бывает так, что, получив сорт с окраской между 54 и 56, даётся шифр 56. Например, сорту Красная Москва селекционер Н.А. Мирошниченко сначала дала шифр 54 (под этим шифром он и фигурирует в книге Т.Г. Тамберг). Дальнейшее выращивание сорта показало, что он вполне соответствует шифру 56. Но моя селекционная работа показала, что он имеет генотип триплекс (АААа), так как с его участием образуется много гибридов с шифром 52. Скрещивание Ред Ленс х Красная Москва дало 24 гибрида, их которых один имел шифр 52, а два – 56. остальные гибриды были с шифром 54.

 Рассмотрим два варианта: когда сорт Красная Москва является по генотипу квадруплексом и когда является триплексом.

В первом случае решётка Пеннета выглядит так:

 

        ♂

      ♀

 

6АА

3АА

    18АААА   

3Аа

18АААа

 

Красная Москва
          Ред Ленс

     Очевидно , что теоретически 50% гибридов будут квадруплексами (шифр 56) и 50% будут триплексами (шифр 54).

 

 

Второй вариант.

      ♂

      ♀

 

3АА

 

3Аа

3АА

9АААА

9АААа

3Аа

9АААа

9ААаа

 

Красная Москва
          Ред Ленс

              Зиготы (гибриды) имеют соотношение:  9АААА : 18АААа : 9ААаа

                                                                          шифр      56              54           52

                                                                    проценты     25%           50%        25%

Из проведённого анализа следует, что сорт Красная Москва является по генотипу триплексом.

Это подтверждают и другие скрещивания с этим сортом, где было достаточное количество гибридов с тональностью 52.

 

Чёрные – 43 сорта

 

В международной классификации различаются чёрно-красные и чёрно-малиновые сорта. В нашей стране чёрные тоже различаются на красные и малиновые, но при выявлении лучших сортов в МКГ их группируют в одно название – чёрные. Цветоводы больше интересуются чёрно-красными сортами. Очевидно, поэтому при определении лучших чёрных в списке у нас пока фигурируют только чёрно-красные сорта.

Среди анализируемых сортов 27 чёрно-красных и 16 чёрно-малиновых. При этом 7 чёрно-красных сортов произошли от скрещивания окрасок 58 х 58, 7 сортов – от скрещивания 58 х 68, 4 сорта – от скрещивания 58 х 78, а у чёрно-малиновых – 1 сорт от скрещивания 68 х 68 и 3 сорта от скрещиваниия 58 х 68. Остальные варианты единичные и, как правило, один из родителей имеет окраску 58 (редко 68), а другой красный с тональностью 54, 56. Единичные «выбросы», типа 56 х 00, объясняются полным доминированием тёмно-красного сорта, наличием в белом сорте антоцианов и рекомбинацией.

Поскольку селекционеры больше склоняются к выпуску чёрно-красных сортов, то лучше для скрещивания не брать чёрно-малиновые, а подбирать второго родителя тёмно-красного или пурпурного цвета с явной красной составляющей в фенотипе (имеется ввиду, что первый родитель чёрно-красного цвета).

Малиновые – 86 сортов

При анализе необходимо помнить, что малиновые – это розово-красные сорта. А значит, скрещивая розовый с красным, мы можем получить малиновый сорт. Аналогично получим малиновый сорт, скрещивая розовый сорт с малиновым, и малиновый с красным.

В отличии от красных сортов, где 64% произошли от скрещивания красных сортов с красными, у малиновых всего 11 сортов (12,8%) произошли от скрещивания малиновый х малиновый. Это говорит о том, что стремление вывести малиновые сорта в 5 раз меньше по сравнению с красными. Но поскольку малиновая окраска доминирует над красной, то при скрещивании красный х розовый, малиновый х красный, красный х красный получаются довольно часто малиновые сорта. В нашем списке их соответственно 6, 4 и 7 сортов.

При скрещивании малиновый х розовый имеем 13 сортов. Это наибольшее количество из всех сочетаний. Действительно, ведь малиновые и розовые окраски недалеко ушли друг от друга, и когда нет достойного второго родителя среди малиновых сортов, можно взять розовый сорт.

Например, я хочу улучшить гофрировку сортов Аметист и Малиновый Гигант. Для этого могу взять в качестве второго родителя сорт Малиновое Гофре, а могу и – Розовое Гофре.

В обоих случаях решётка Пеннета будет выглядеть следующем образом:

 

   ♂

3АА

3Аа

АА

3АААА

3АААа

4Аа

12АААа

12ААаа

аа

3ААаа

3Аааа

 

-Малиновое Гофре или                          Розовое Гофре

 

 

3
           Аметист или     1                     2

   Малиновый Гигант

Зиготы распределились следующим образом:  3АААА : 12АААа : 12ААаа : 3Аааа

В первом случае, когда отцовское растение Малиновое Гофре, теоретически все сорта будут иметь малиновую окраску.

Во втором случае, когда отцовским растением является Розовое Гофре, в столбцах 1 и 2 строки 3 будем иметь розовые гибриды теоретически в количестве 16,5%. В остальных случаях (83,5%) все гибриды будут малиновые.

Ну а по гофрировке гибриды надо будет отбирать. Исследования Т.Г. Тамберг по скрещиванию сортов с сильной и слабой гофрировкой приведены в её работах (1978, 1991г.г.)

В моей практике для улучшения гофрировки, я использовал тот же вариант.

Млиновый Гигант (562) х Малиновое Гофре (464) – Малиновые Кружева

От скрещивания малиновых и розовых сортов с белыми получено по 8 сортов.

Остальные малиновые сорта получены от 16 различных сочетаний. Если взять весь список, то 86 малиновых сортов произошли от 23 различных сочетаний родителей, что указывает на частое появление малиновых гибридов в тех случаях, когда их не ожидали. Например, такие сочетания: розовый х палевый, сиреневый х розовый, сиреневый х белый, сиреневый х кремовый, фиолетовый х белый и др.

Здесь следует отметить, что наличие визуально в фенотипе в красных, пурпурных, розовых, сиреневых сортах малиновой составляющей в окраске и может приводить к получению малиновых гибридов, которые не ожидаются. В этом случае при подборе родителей надо внимательно изучить их окраску и родословную.

Пример.  Я много работал с парой родителей Веер х Джангл Флауэр.

Оба сорта визуально имеют в фенотипе малиновую составляющую. Кроме того в родословной сорта Веер есть малиновый сорт Ридженси (368) и красный сорт Мозамбик (558). В родословной сорта Джангл Флауэр известен только материнский сорт (436), но известно из практики выращивания, что в отдельные годы (особенно в жаркие) цветок может быть даже грязно-малиновым.  Поэтому при скрещивании с красным лучше делать это в дождливый год, так как сорт любит воду. При этом его окраска более красная и яркая.

Опыт показывает, что от указанного скрещивания можно получить и красные и малиновые гибриды в соотношении соответственно приблизительно 40% : 60%.

Другой пример.   Сорт Сердце России (468) получен от скрещивания Менуэт (532) х Плам Тарт (478).  Сорт Плам Тарт визуально имеет и красную и малиновую составляющие в фенотипе. Его родословная – Ласт Роуз (468) х Джек оф Спейдз (458). Получен сорт с доминирующей окраской.

Сиреневые – 53 сорта

Всего один сиреневый сорт получен от скрещивания сиреневого сорта с сиреневым. Наибольшее количество сиреневых сортов получено от скрещивания сиреневых, малиновых и фиолетовых сортов с белыми; соответственно 8, 6 и 5 сортов.

Большинство же сиреневых сортов получено случайно от 16 сочетаний различных окрасок, где никак не предполагалось получение сиреневых сортов. Да и сочетание малиновые х белые тоже можно отнести сюда.

Практика и анализ показывают, что пигмент мальвидин, определяющий сиреневую окраску, находится в большинстве сортов, начиная с малиновой окраски и далее до дымчатой в значительных количествах. Особенно много его в фиолетовых сортах. Это и объясняет появление сиреневых гибридов там, где они не ожидались. Например, скрещивание тональностей 58 х 00 и 58 х 0 может давать средне- и тёмно-сиреневые сорта, когда в чёрно-красных сортах видна визуально пурпурная составляющая, а также частично и малиновая.

Тональности 00 и 0 в данном случае выступают, как рецессивы и получаем 76 и74 тональность в гибридах. Особенно это выявляется при неполном доминировании чёрно-красного сорта и наличия мальвидина в рецессивных тональностях (если, например, тональность 00 является симплексом).

Пурпурные – 21 сорт

Анализ показывает, что в основном пурпурные сорта получаются случайно. Ведь всего 2 сорта получено от скрещивания пурпурного сорта с пурпурным. Остальные сочетания в родительских парах красный х белый, дымчатый х красный, красный х красный, красный х жёлтый, малиновый х белый, малиновый х фиолетовый, белый х зелёный и др. не предполагали появление пурпурных гибридов. Однако они появились, и здесь объяснение аналогичное как с сиреневыми сортами. А именно наличие пурпурной или сиреневой составляющей в родительских сортах. Конечно, есть такие гибриды, которые получены кроссинговером. Например, скрещивание Бизар (301) х Перо Павлина II (405) дало цветок, у которого только край белый, а пятно во весь цветок. Пятно пурпурного цвета и очевидно произошло от сочетания красного пятна (в белом сорте) и пурпурного в сорте    Перо Павлина II, но с увеличением их количества при рекомбинации. Гибрид назван Сильва.

Фиолетовые – 30 сортов

Основным скрещиванием для получения фиолетовых сортов является скрещивание  фиолетовый х фиолетовый. В этом списке таких сортов 21 (70%).

По три сорта получено от скрещивания фиолетового с белым и с бледно-малиновым. В таких скрещиваниях есть вероятность появления и фиолетовых и сиреневых сортов, в зависимости от того, как в сочетаемых гаметах распределился пигмент мальвидин. Если он сильно увеличился, то получаем сиреневые гибриды, если практически остался без изменения, то имеем фиолетовые гибриды.

 По одному сорту получено от сочетания фиолетовый х пурпурный, фиолетовый х красный, бледно-малиновый х сиреневый. В первом и втором случаях получение фиолетовых объясняется также соответствующим перераспределением пигментов, а в последнем – рекомбинацией.

Для улучшения гофрировки я также использовал сорт с той же окраской:

Небо и Звёзды (485) х Модра Есо (484) – Птица Счастья (485).

Из практики известно, что если скрестить фиолетовые и сиреневые сорта, то в основном получаются сиреневые гибриды. Очевидно, это объясняется тем что в обоих окрасках имеется пигмент мальвидин, который определяет сиреневую окраску.В результате в гибридах мальвидина становится больше

Дымчатые – 18 сортов

Под названием «дымчатые» (тональности 2,4,6) могут скрываться ещё каштановые (0) и коричневые (8). В данном списке имеется всего один каштановый (291 – 200 х 268). Светло-дымчатые гибриды получаются, как правило, от сочетания сортов близких к рецессивам (светло-розовых, лососевых, оранжевых). Более тёмные оттенки (4,6) получаются от тёмных окрасок, чаще всего красных. Обычно дымчатость проявляется когда хотя бы в одном сорте имеется, например, дымчатая кайма или окраска играет от яркой до «грязной» в зависимости от погоды.

Сортов полученных от указанных сочетаний в данном списке 12. Два сорта получены от скрещивания дымчатых с дымчатыми и 3 сорта – от скрещивания дымчатых с другими окрасками.

Из приведённого анализа следует, что более часто дымчатые сорта получаются случайно и редко от целенаправленного скрещивания.           -----

Следует отметить, что анализ по шифрам окраски и тональности не даёт полного представления о скрещивании определённых сортов, когда нюансы окраски и родословная во многом дополняли бы этот анализ. Но это первый этап определения взаимодействия пигментов у фенотипов определённой тональности. В дальнейшем, чтобы углубить свои знания, надо рассматривать конкретные сорта с родословной родителей и желательно в двух поколениях.

В данном же случае хотелось более наглядно показать тенденцию в селекции и взаимодействие фенотипов и генотипов. Несмотря на определённую отвлечённость, такой подход кажется более наглядным.

При анализе учитывались только чётные цифры тональности (0 вместо 1, 2 вместо 3, 4 вместо 5 и 6 вместо 7), так как это основной фон, а пятно, канву или многоцветность учесть в данном случае невозможно и это вносит определённую погрешность.

И всё же анализ показал тенденцию взаимодействия пигментов в фенотипах и генотипах при одинаковых и разных тональностях у родителей.Анализ выявил, что целенаправленная селекция ведётся в основном для получения следующих окрасок: белая, зелёная, жёлтая, розовая, красная, чёрная, фиолетово-голубая.  Селекционная работа на остальные окраски ведётся значительно реже, а получаются они чаще случайно.